ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2015 г. г. Москва
Московский окружной военный суд в составе: председательствующего Гринева А. Ю., судей Белоусова О. А., Маурина В. С., при секретаре Федотенкове Е. А., с участием государственного обвинителя — прокурора отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления прокуратуры г. Москвы юриста 1 класса Данилова А. Ю., подсудимого Стомахина Б. В. и его защитника — адвоката Сидоркиной С. И., представившей удостоверение № 10598 и ордер от 23 марта 2015 г. № 3293 коллегии адвокатов г. Москвы «ЮрПрофи», рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении судебной коллегии по уголовным делам указанного суда уголовное дело в отношении гражданина
Стомахина Бориса Владимировича, родившегося 24 августа 1974 г. в г. Москве, до заключения под стражу проживавшего по адресу: г. Москва, ул. ***, д. ***, кв. ***, не работавшего, с высшим образованием, холостого, 22 апреля 2014 г. осужденного Бутырским районным судом г. Москвы по ч. 1 ст. 205.2, ч. 1 ст. 280, ч. 1 ст. 282 и ч. 1 ст. 30 ч. 2. ст. 205.2 УК РФ на срок 6 (шесть) лет 6 (шесть) месяцев с лишением права заниматься журналистской деятельностью на срок 5 (пять) лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с 20 ноября 2012 г.,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 205.2 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Не позднее 18 января 2014 г. в период нахождения под стражей в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 5 Управления Федеральной Службы исполнения наказаний Российской Федерации по городу Москве» (далее — следственном изоляторе) Стомахин с целью публикации изготовил и передал иному (неустановленному при производстве предварительного расследования) лицу письменное заявление «Или пару вокзалов взорвать здесь железнодорожных!» о признании идеологии и практики террористических актов, совершенных 29 и 30 декабря 2013 г. в г. Волгограде правильными, нуждающимися в поддержке и подражании, которое было размещено по адресу: http://lj.rossia.org/users/stomahin/ информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет (далее — ИТКС Интернет).
Подсудимый Стомахин виновным себя в содеянном не признал и от дачи показаний отказался.
Вместе с тем, виновность Стомахина подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами.
Так, в соответствии с приговором Бутырского районного суда г. Москвы от 22 апреля 2014 г. Стомахин осужден за публичное оправдание терроризма по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ, а в период с декабря 2013 г. по январь 2014 г. включительно содержался под стражей в связи с производством по данному делу.
Из постановлений от 29 и 30 декабря 2013 г. о возбуждении уголовных дел следует, что в эти дни в г. Волгограде были совершены террористические акты.
Согласно показаниям свидетеля Гусева С. В. в период с начала декабря 2013 г. по конец апреля 2014 г. он содержался под стражей в одной со Стомахиным камере следственного изолятора. О совершении террористических актов в Волгограде 29 и 30 декабря 2013 г. Стомахину стало известно из телевизионных новостей, чему тот лично обрадовался. Кроме того, он, Гусев, видел, как Стомахин постоянно делал записи, оправдывающие терроризм, на бумаге, в том числе и о датах совершения террористических актов. Заявление «Или пару вокзалов взорвать здесь железнодорожных!» написано Стомахиным, поскольку он видел у Стомахина выдержки из данного обращения. Этот текст Стомахин мог передать только через иное лицо, поскольку на свидания Стомахин брал с собой свои записи, а возвращался в камеру без них.
В соответствии с оглашенными показаниями свидетеля Стомахиной Р. Л. - матери Стомахина Б. В., данных ею при производстве предварительного расследования, после одного из свиданий в следственном изоляторе со своим сыном именно иное лицо передало ей записи сына, которые в последующем были обнаружены в ходе обыска в квартире, где они проживают с сыном по адресу: г. Москва, ул.***, д.***, кв.***.
Из протокола от 10 июня 2014 г. следует, что в ходе обыска по месту жительства Стомахина Б. В. и его матери — Стомахиной Р. Л. по адресу: г. Москва, ул.***, д.***, кв.***, обнаружены листы бумаги с рукописным текстом. В ходе следствия последняя пояснила, что эти записи ее сына ей передало иное лицо после свидания с ее сыном в следственном изоляторе.
Согласно протоколу от 13 июня 2014 г. были осмотрены изъятые по месту жительства Стомахиных листы бумаги, содержащие текст заявления, которое, согласно заключению эксперта, содержит оправдание террористических актов, совершенных в декабре 2013 г. в г. Волгограде, а также сведения о намерении Стомахина передать это обращение для публикации через иное лицо.
В соответствии с заключениями эксперта-почерковеда от 23 июля 2014 г. и 10 апреля 2015 г. указанный текст исполнен Стомахиным.
Из сообщения Управления Федеральной Службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской обл. в период с 23 декабря 2013 г. по 18 января 2014 г. Стомахин имел всего одно свидание с иным лицом.
Согласно показаниям в суде свидетеля Силивонца В. Н. - сотрудника следственного изолятора, Стомахин, действительно, имел свидание с иным лицом, которому мог передать имевшиеся у него записи, поскольку в установленном в следственном изоляторе порядке при свидании обвиняемого с иными лицами в отдельных случаях имеющиеся при них документы досмотру не подвергались.
В соответствии с показаниями свидетеля Склянчука Н. Д. 18 января 2014 г. в ИТКС общего пользования Интернет по адресу: http://lj.rossia.org/users/stomahin/ он и Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сидякин А. Г. обнаружили размещенное в этот день письменное заявление «Или пару вокзалов взорвать здесь железнодорожных!» об оправдании террористических актов, совершенных 29 и 30 декабря 2013 г. в г. Волгограде, исполненное, как в нем указано, от имени Стомахина.
Из акта от 4 марта 2014 г. и протокола от 14 апреля того же года следует, что осмотрен адрес: http://lj.rossia.org/users/stomahin/ ИТКС Интернет, по которому в общем доступе обнаружен размещенный 18 января 2014 г. текст «Или пару вокзалов взорвать здесь железнодорожных!»об оправдании Стомахиным террористических актов, совершенных 29 и 30 декабря 2013 г. в г. Волгограде.
Согласно заключению экспертов — психолога и лингвиста от 1 апреля 2014 г. указанное заявление содержит оправдание террористических актов, совершенных 29 и 30 декабря 2013 г. в г. Волгограде. Кроме того, эксперт-лингвист в судебном заседании пояснил, что это обращение содержит признание идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.
В соответствии с заключением экспертов-автороведов от 10 октября 2014 г. в результате сравнения письменной речи в обнаруженном в ИТКС «Интернет» и изъятом из квартиры Стомахиных текстах установлено, что они имеют множество высокоинформативных дословных, лексических, стилистических, синтаксических совпадений, а потому эксперты пришли к обоснованному выводу об их составлении одним лицом.
Из заключения экспертов психологов и психиатров от 15 января 2015 г., во время совершения инкриминируемого Стомахину деяния хроническим психическим расстройством, слабоумием либо иным болезненным состоянием психики он не страдал и не страдает, а также мог и может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.
Анализируя указанные выше заключения экспертов, суд приходит к выводу, что они даны лицами, обладающими специальными познаниями и назначенными в порядке, установленном УПК РФ для производства судебных экспертиз и дачи заключения. Каждый из них имеет необходимые образование, специальность и стаж работы. Выводы по поставленным перед экспертами вопросам научно обоснованы, а потому суд кладет их в основу приговора, а Стомахина с учетом его поведения в суде признает вменяемым.
Оценивая вышеизложенные доказательства в их совокупности, суд находит их достоверными и достаточными для обоснования виновности Стомахина в содеянном.
Что касается отрицания Стомахиным своей вины в публичном оправдании терроризма, то эту его позицию суд отвергает, поскольку она опровергается указанными последовательными и согласующимися показаниями свидетелей, заключениями и показаниями экспертов, протоколами следственных действий и иными документами.
Критически суд относится к показаниям свидетеля Стомахиной в суде об отказе от своих показаний, данных ею ранее при производстве предварительного расследования, поскольку они согласуются с иными доказательствами по уголовному делу. Убедительных доводов в обоснование их изменения она не привела. Ее утверждение в суде о получении показаний при производстве предварительного расследования под давлением со стороны следователя своего подтверждения не нашло, а потому суд кладет их в основу приговора. При этом суд исходит из того, что соответствующий протокол удостоверен, в том числе и ее подписью.
Следственными органами Стомахин обвиняется в публичных призывах к осуществлению террористической деятельности, вместе с тем опубликованное обращение от его имени таких заявлений не содержит, что подтверждается соответствующим заключением и показаниями эксперта-лингвиста, а поэтому суд исключает это обстоятельство из обвинения подсудимого как необоснованно вмененное.
Поскольку Стомахин публично оправдывал терроризм, то эти его действия суд квалифицирует по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ.
При назначении наказания суд учитывает данные о личности Стомахина, который до заключения под стражу характеризовался положительно, имеет хронические заболевания и престарелую мать-инвалида.
Обвинительное заключение в отношении Стомахина содержит указание на совершение им преступления в целях оправдания, пропаганды и поддержки терроризма, то есть на отягчающее обстоятельство, предусмотренное п. «р» ч. 1 ст. 63 УК РФ.
Вместе с тем, это отягчающее обстоятельство предусмотрено инкриминируемой Стомахину ст. 205.2 УК РФ в качестве признака преступления, в связи с чем само по себе оно не может повторно учитываться при назначении ему наказания, что напрямую следует из положений ч. 2 ст. 63 УК РФ.
Более того, этот пункт введен лишь Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 130-ФЗ, то есть после совершения Стомахиным 18 января того же года преступления, и ухудшает положение подсудимого, а потому он в соответствии со ст. 10 УК РФ обратной силы не имеет.
При таких данных суд исключает это отягчающее наказание обстоятельство из обвинения Стомахина.
Вместе с тем, суд принимает во внимание отрицательную характеристику Стомахина за время содержания под стражей.
Поскольку Стомахин совершил умышленное преступление, имея судимость по приговору Бутырского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2006 г., за ранее совершенные умышленные преступления, в качестве обстоятельства, отягчающего его наказание, суд признает рецидив преступлений.
При наличии этого отягчающего наказание Стомахина обстоятельства оснований для изменения ему категории преступления, в совершении которого он обвиняется, на менее тяжкую в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ, не имеется.
С учетом характера и степени общественной опасности ранее совершенных Стомахиным преступлений, обстоятельств, в силу которых исправительное воздействие предыдущего наказания осталось недостаточным, характера и степени общественной опасности вновь совершенного им преступления, а также влияния назначенного ему наказания на его исправление и на условия жизни его семьи, необходимо назначить ему наказание в виде лишения свободы.
При рецидиве преступлений в соответствии с ч. 1 ст. 58 УК РФ Стомахину следует определить отбывание лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Стомахин содержится под стражей, отбывая наказание в виде реального лишения свободы по первому приговору, а поэтому оснований для избрания ему меры пресечения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 304, 307-309 УПК РФ.
ПРИГОВОРИЛ
Стомахина Бориса Владимировича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 205.2 УК РФ, на основании которой назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 3 (три) года.
В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ окончательное наказание Стомахину определить по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных основных наказаний по данному приговору и приговору Бутырского районного суда г. Москвы от 22 апреля 2014 г. и присоединения дополнительного наказания по первому приговору в виде лишения свободы на срок 7 (семь) лет с лишением права заниматься журналистской деятельностью на срок 5 (пять) лет.
В окончательное наказание Стомахину зачесть наказание, отбытое им по первому приговору суда и исчислять ему срок отбывания наказания с 20 ноября 2012 г.
Меру пресечения в отношении Стомахина до вступления приговора в законную силу не избирать.
Вещественные доказательства, указанные на листе 215 тома № 4, хранить при уголовном деле.
Приговор может быть обжалован сторонами в аппеляционном порядке в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации через Московский окружной военный суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора В случае аппеляционного обжалования осужденный вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом аппеляционной инстанции.
Председательствующий Подпись
Судьи Подписи
Судья А. Ю. Гринев
Секретарь судебного заседания Е. А. Федотенков
20.04.2015
На главную страницу